Рашид Нугманов выпускает продолжение культового кино. В главной роли – Виктор Цой
По прошествии двух десятков лет его могила утопает в цветах, а фанаты портят стены домов утверждениями «Цой жив!». В следующем году исполнится 20 лет со дня гибели самой известной советской рок-иконы, лидера группы «Кино», Виктора Цоя.
Для миллионов людей он оживет на экране вновь – так решили создатели фильма «Иглы ремикс», новой версии культовой ленты, в которой Цой исполнил роль Моро – борца с наркотиками и наркоманами. Арт-директор ленты Дима Мишенин встретился с режиссером Рашидом Нугмановым, что-бы приоткрыть завесу тайны над тем, что зрители увидят на экранах страны в будущем году.
– Рашид, на данный момент ты – пионер киноремикса. Сформулируй законы, по которым он делается.
– Двадцать лет я покупал пиратские выпуски «Иглы» с ужасным качеством изображения и звука. И все эти годы терпеливо ждал, когда же, наконец, «Игла» выйдет в достойном виде. Наконец, ждать надоело, и я взялся за дело сам. В ходе реставрации возникла идея выпустить фильм не только на DVD и Blu-ray, но и в кинотеатрах: ведь выросло новое поколение поклонников Виктора Цоя, которое никогда не видело «Иглу» на широком экране.
А следом пришло неизбежное понимание: не имеет смысла выпускать в прокат фильм-реликт. Нужна новая живая «Игла XXI века» для нового поколения. Однако я никогда не смог бы заменить Виктора Цоя дублером, поэтому форма римейка – то есть пересъемок фильма с новыми актерами, предложенная мне американцами еще при жизни Виктора в 1989 году, – была для меня неприемлема. Традиционная «расширенная версия» со сценами, не вошедшими в оригинальный фильм, также была невозможна по причине, что все материалы были уничтожены. И тут меня осенило: ремикс! Эта форма существует в музыке уже более 50 лет. Почему бы не ввести ее в кинематографе?
– Заявка, что в главной роли в твоем новом фильме – Виктор Цой, это серьезно! Люди не понимают и не верят.
– Не верят, потому что путают ремикс с римейком. Но любой дублер для меня неприемлем – это было бы предательством по отношению к главному принципу, по которому мы с Виктором работали над «Иглой»: будь самим собой.
Поэтому роль Моро в «Ремиксе» будет по-прежнему исполнять Цой. А недостающие сцены с ним появятся из двух источников: мои съемки до «Иглы» в фильме «Йя-Хха» (в том числе легендарная кочегарка, позже прозванная «Камчаткой»), а также дорисовки в стиле жесткого комикса. Графический Моро, в отличие от сыгранного дублером, остается Виктором, поскольку это его прямое виртуальное воплощение в художественных образах.
– Почему в новом фильме сюжет будет начинаться со Спартака?
– Я всегда ощущал, что в оригинальном сценарии Александра Баранова и Бахыта Килибаева этот герой под именем «Филя» вторичен и необязателен для сюжета. Оттуда и желание вплести его в историю Моро глубже, значительнее. В оригинальной «Игле» мне это удалось лишь отчасти. Осталось много скрытого, невысказанного. И теперь перед нами открывается замечательная возможность дорассказать многое об этом персонаже. Ведь недаром же в свое время я заменил тусклое имя «Филя» на гордое «Спартак»! Спартак – это квинтэссенция политического смысла времени. Таким он для меня был тогда, и таким он будет в новой версии.
Если исполнители главных мужских ролей были определены мной мгновенно и без вариантов (Моро – Цой, Спартак – Баширов, Доктор – Мамонов), то с женской ролью нам пришлось помучиться. Вначале на женскую роль я, не колеблясь, выбрал Руту Сергееву, которая снималась в моей «Йя-Ххе» в 1986 году. Однако случилась незадача: позвонив в Питер, я узнал, что Рута беременна. Начался лихорадочный поиск вариантов. Мы отвергли буквально десятки кандидатур, пока мне не показали фотографию Марины Смирновой. Я сразу поехал в Питер. К Марине пришел вместе с Сашей Башлачевым. Мы посидели у нее в коммуналке, поболтали, а когда она вышла на кухню за чаем, Саша мне тихо сказал: «Вот ты и нашел свою Дину».
– А какая реакция на твое предложение о ремиксе была у Петра Мамонова?
– Мы с Петром периодически общались все эти годы и обсуждали разные кинопроекты. Однажды он мне даже сказал: «Отныне я буду сниматься только у двоих режиссеров: у Лунгина и у тебя». Естественно, когда возникла идея «Иглы Ремикс», Мамонов заинтересовался. А его первой реакцией была фраза: «Доктор – он ведь неоднозначный». Действительно, мы намерены показать его глубже и разнообразней, чем в оригинале.
– Как ты считаешь, почему все это происходит сейчас, а не 10 лет назад? Почему не 2000, а 2010?
– Необходимо определенное состояние «обнуления», которое способно произойти только по смене как минимум одного поколения. Двадцать лет – традиционно подходящий отрезок. Если к этому сроку память жива и герой востребован, нужно смело действовать. Причем не по-старчески ностальгировать, а предложить новому поколению то, что заставит его сердце биться быстрее.
В старой «Игле» Мирку играла очень похожая на Виктора девочка – и впрямь как сестра. Мы сняли сцену, где Моро приходит в квартиру родителей, когда там никого нет, и тайком забирает кое-какие из своих вещей. Неожиданно Мирка возвращается из школы и застает дома брата со свертком в руках. Происходит нежная сцена встречи двух заговорщиков, которые страшно любят друг друга, и сестра обещает держать в тайне приезд Моро в город.
Мое внутреннее чутье подсказывает, что статичная графика в данном контексте окажется гораздо живее любой анимации, поскольку способна стимулировать воображение, оставаясь при этом загадкой. Анимация неизбежно повлечет за собой драматургическую провокацию в юмористическом ключе. «Игла» тоже не лишена юмора, а мы с Виктором вообще воспринимали ее как комедию, однако это очень специфический юмор – тайный, сакральный, скрытый.
Я слышу в новой «Игле» гораздо больше музыки, чем в оригинальном фильме. Вся лента представляется мне единым действием, где есть музыка первого плана (традиционно драматургическая), музыка второго плана (внутрикадровая натуралистическая) и музыка закадровая. И если первые два слоя призваны обеспечить музыканты «Кино» и Messer Chups, то Игоря я попросил подумать над третьим планом. Несмотря на кажущуюся незначительность, это чрезвычайно важный слой музыки. Ее функция – придать неповторимую гипнотическую атмосферу фильму, заставлять зрителя пересматривать его еще и еще раз, а потом купить отдельно этот фоновой саундтрек и слушать его дома, жить под него. Если такое получится, наша музыкальная задача будет завершена на 100 процентов.
«…Может быть «Игла. Полная режиссерская версия» или «Игла-2», но вот «Игла ремикс»?! Оказалось, что Нугманову интересно сделать новый монтаж, создать новую интригу, а не банально повторить свой прежний успех».
«Спартак со своими бизнес-аферами и неформалами предсказал эпоху стихийных олигархов и политических демагогов. Я рад, что в новом фильме мы сможем больше показать криминальную историю превращения мелкого мошенника в молодого политика».
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Маргарита Тучкова — первая русская сестра милосердия
Красотой церквей и станций метро Россия обязана трем поколениям мастеров
Какие здания Москвы могут принести пользу городским жителям
Октябрь 2009
Почему трудно быть сыном известного художника, «Смене» рассказал Алексей Шмаринов
Чем спортивные поколения 80-х и 90-х отличаются от поколения нулевых?