Лицо с великой биографией

Евгения Гордиенко|2 Марта 2016, 12:38
  • В закладки
  • Вставить в блог

3 марта 1899 года родился Юрий Олеша

 

Ресторан Дома литераторов. За столом сидит немолодой и, как видно, давно и много пьющий человек. К нему часто подходят, здороваются, угощают. Все знают, что он – талант. Но знают также и то, что реализовать этот талант в советском государстве в нынешнее время нет никакой возможности. И потому он пьет. Однажды он узнал, что существует несколько категорий похорон советских писателей, и спросил, по какой похоронят его. Его хоронили бы по самой дорогой категории. Тогда писатель поинтересовался, нельзя ли похоронить его по самой дешевой категории, а разницу отдать деньгами прямо сейчас. Это был знаменитый Юрий Олеша.

 Две Суок

«Все в жизни относительно в ломбард», - эта фраза тоже принадлежит Юрию Карловичу. Теперь о нем говорят как о завзятом шутнике и острослове, вместе с Ильфом, Петровым и Катаевым, работавшим в «Гудке». Однако Олеша шутил, скорее, чтобы скрыть собственные печальные глаза, чтобы спрятаться за шутками от собственной, «относительной в ломбард», жизни.

Он с самого детства привык смотреть на все с иронией. Его отец, обедневший польский дворянин, работал акцизным чиновником. Благодаря матери в семье царил дух католицизма. Олеша позже часто говорил, что в детстве жил «будто в Европе». Он чувствовал себя близким к Западу, хотя жила семья Карла Олеши в Одессе.

Друзья называли Юрия Олешу «королем гномов» - писатель был невысок ростом, а голова слишком велика. Но это не значило ничего, когда он с легкостью пронзал женские сердца взглядом ярко-синих глаз. Да и какого же цвета им еще быть, если бабушку Олеши звали Мальвиной?..

Правда, и это убедительно доказала сама жизнь, одних только синих глаз иногда бывает недостаточно.  

Как известно, Суок из «Трех толстяков» - это не только гимнастка и кукла наследника Тутти, но и фамилия трех сестер – Лидии, Ольги и Серафимы. Старшая, Лидия, была замужем за Багрицким, в младшую, Серафиму, совсем юным без памяти влюбился  Олеша. Как вспоминал потом друг Юрия Карловича, Валентин Катаев: «Не связанные друг с другом никакими обязательствами, нищие, молодые, нередко голодные, веселые, нежные, они способны были вдруг поцеловаться среди бела дня прямо на улице, среди революционных плакатов и списков расстрелянных». Но Сима была дитя своего времени. Не чувствуя за собой никаких обязательств перед Олешей, она легко оставила его, уйдя к богачу по прозвищу «Мак», только лишь потому, что мечтала жить в роскоши. Юрий Карлович, в душе гордый шляхтич, даже не знал, что сказать. Он просто запил, не считая для себя возможным бороться с богатством Мака.

 В таком – сильно запившем – состоянии его и нашел Валентин Катаев. Он понял, что Олешу нужно спасать, и отправился прямиком к Серафиме, сказав ей, что она должна немедленно возвращаться к Ключику (так она называла Олешу, он же звал ее Дружочек). Мак пытался протестовать, но Катаев был непреклонен. Сима сказала, что должна сходить за вещами. Катаев удивился: «Ты ушла от Ключика в одном платьице», на что она простодушно ответила: «А теперь у меня есть вещи. И продукты».

Оставив Мака в полнейшем недоумении, Сима вернулась к Олеше. Эта история долго служила друзьям поводом для шуток.

Однако в 1921 году Сима вновь ушла от Олеши - уже к Владимиру Нарбуту, бывшему дворянину, впоследствии анархисту-эсеру, хромому поэту, да и вообще, фигуре демонической. Юрий Карлович пробовал вернуть ее вновь, и один раз даже получилось. Но явился Нарбут, пригрозил, что немедля застрелится, если Сима не вернется к нему, и Суок покинула Олешу навсегда.

Он потерял то, ради чего жил. Жизнь можно было сносить в ломбард, не рассчитывая получить особенно много.

Однако уже через год он женился на средней из сестер Суок - Ольге. И, как говорил он сам, именно ей была посвящена сказка «Три толстяка». Однако для всех, знавших Симу, было очевидно, что циркачка и кукла – это все она.

Нарбута посадили в 1936 году. Защищавшую его старшую сестру Симы Лидию – тоже. Серафима же была замужем еще дважды. И все эти годы старалась помогать часто бедствовавшему Олеше – то деньгами, то связями. Юрий Карлович же считал, что Сима была самым лучшим, что случилось с ним в жизни.  

 

Писатель под запретом

В начале двадцатых годов Олеша больше всего был известен как «Зубило». Это был его псевдоним в «Гудке». Он много ездил по стране, выступал среди рабочих, в железнодорожных депо, в паровозных цехах. Лев Славин, основоположник советского детектива, позже писал: «Ничего не может быть более волнующего, чем эти длинные гулкие пролеты, заполненные рабочими, которые взбирались на станки, на вагонетки, на подъемные краны. Какой театральный зал может сравниться с такой аудиторией!» И верно: Олеша в этих стенах преображался, становился настоящим актером, обладающим врожденным умением владеть вниманием публики. Знаменитый Борис Щукин как-то заметил: «Если бы вы, Юрий Карлович, не были чудесным писателем, из вас вышел бы отличный актер...»

Олеша хотел писать правду, только правду и ничего, кроме правды. Но правда, как известно, редко кому по-настоящему нужна.

К началу тридцатых Олеша был уже очень популярен. Уже вышли сказка  «Три толстяка» и роман «Зависть». Однако, несмотря на свой успех у публики, произведения не сделали Олешу любимцем властей. О его сказке, в частности, официальная критика говорила: «Призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут». Метафоричность Олеши была слишком сложна для того, чтобы его признали «на официальном уровне».

Роман «Зависть», который по просьбе Мейерхольда Олеша переделал в пьесу, был запрещен к постановке, ведь Олеша не мог не выразить свое отношение к действительности – к разрушенному, по сути, обществу, к начинавшимся  арестам и расстрелам. В письме к жене Ольге Юрий Карлович писал: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

"Мир — лишь луч от лика друга"

15 апреля 1886 года родился Николай Гумилев

Молодой Крылов

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов

"Так начинают жить стихом"

10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак