Так поэт донес до нас легенду возникновения Громового ключа в окрестностях Мытищ, откуда и брала свое начало поступавшая в Москву вода. Над источником была возведена часовня, на стенах который были начертаны приведенные выше строчки Языкова. В 1833 году барон и инженер Андрей Дельвиг, двоюродный брат поэта, друга и издателя Пушкина Антона Дельвига, существенно преобразил и облагородил часовню над источником, о чем была сделана соответствующая надпись. Увы, в советское время часовня разделила судьбу тысяч себе подобных, а сам источник без надлежащего ухода превратился в болото, и отыскать сейчас его местоположение можно весьма приблизительно.
Барон Дельвиг был автором и переустройства Мытищинского водопровода, ведь ветшавшая от времени система требовала реконструкции. Дело дошло до того, что из-за протечек и трещин до Москвы из возможных 4300 куб.м. воды в сутки стало доходить лишь 236! Проведённые Дельвигом работы существенно улучшили водоснабжение Москвы. Дельвиг был автором и первого в России «Руководства к устройству водопроводов» (1856). Его труд стал на многие годы настольной книгой при проектировании и строительстве водопроводов.
Правда, барон Дельвиг использовал опыт своего предшественника в починке и реставрации водопровода инженера Н.И.Яниша. Дело в том, что в 1823 году из-за ветхости галерея Мытищинского водопровода под Сокольниками обрушилась. Правда, немного воды в Первопрестольную всё же поступало, но уже из сокольнических ключей. В 1826 году по указу императора Николая I Яниш разработал новый проект Мытищинского водопровода, предусматривавший использовать старую галлерею. Галлерея была отремонтирована, по трассе следования водопровода в селе Алексеевском была возведена водоподъёмная станция с двумя паровыми насосами. Из неё вода подавалась на второй этаж Сухаревой башни в специально устроенный там резервуар, а уже из башни она поступала в пять водоразборных фонтанов на московских площадях: Сухаревской, Лубянской, Театральной, Боровицкой и Варварской.
В 1887 году в технической конторе А.Бари был разработан еще один проект модернизации Мытищинского водопровода, в соответствии с тогдашними достижениями инженерной мысли и технического прогресса. В проекте принимал участие инженер Владимир Шухов, чья знаменитая на весь мир телерадиобашня на Шабловке носит имя своего создателя. Итак, в результате воплощения в жизнь нового проекта на водоразборах вместо деревянных колодцев установили трубчатые. Теперь водопровод состоял из труб большого диаметра, в результате чего он стал давать 43000 куб. м. воды в сутки, обеспечивая возрастающие потребности растущего населения города.
Особой гордостью обновленного водопровода стали Крестовские водонапорные башни, получавшие воду из Алексеевской насосной станции. Автором этих круглых кирпичных башен высотой около 40 м и диаметром 20 м стал архитектор М.К. Геппенер. Башни стояли у Крестовской заставы, границы тогдашней Москвы, из них вода самотеком расходилась по водопроводу в центральные районы города. После революции, в 1920-е гг. в одной из башен размещался Музей московского городского хозяйства. С приходом волжской воды в Москву и коренной реконструкцией городского водного хозяйства, надобность в башнях отпала, и они были снесены.
Ну, а какова же была судьба Мытищинского водопровода в советское время?! Конечно, водопроводу конца XVIII столетия, пусть и постоянно модернизируемого, тягаться с достижениями века XX-го было не под силу. И все же мытищинская вода поступала в Москву вплоть до 1962 года. Главное же украшение водопровода - Миллионный мост-Ростокинский акведук - после прекращения использования его по прямому назначению постепенно ветшал. По нему была проложена теплотрасса, существенно обезобразившая его облик, вдобавок, мост служил тренировочной площадкой для начинающих альпинистов и любителей скалолазания. Все это способствовало его быстрому ветшанию и разрушению.
Ситуация изменилась в начале третьего тысячелетия. В 2004 году перед мостом был установлен памятный знак в честь 200-го юбилея со дня открытия водопровода. В самих же Мытищах перед зданием городского водоканала в честь 200-го юбилея водопровода был воздвигнут бюст Екатерины Великой как учредительницы проекта, а при въезде в город со стороны Волковского шоссе сооружен очень необычный и оригинальный памятник, неизменно приковывающий внимание всех посетителей города. Три переплетенные между собой трубы синего цвета высотой 8 метров (!) венчают разноцветные заглушки с вентилями. Цветовая гамма заглушек дублирует цвета светофора. В общем, раз увидев, такой памятник уже не забудешь.
Десять лет назад в ходе длившихся свыше трех лет масштабных реставрационных работ Ростокинский акведук был возрожден: он обрел крытую верхнюю галерею, а территория вокруг него была благоустроена, очищена от мусора и превратилась в один из уютных московских скверов. Если посмотреть немного влево, то преображенным Рабочему с Колхозницей с высоты своего постамента будет отлично виден Милионный мост - памятник инженерной мысли и яркая жемчужина в архитектурной диадеме столицы.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
9 апреля в московском клубе «Ikra» состоится презентация нового альбома группы «Вежливый отказ»
Экскурсия по Ваганьковскому кладбищу
Водное путешествие по Москве
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
Юрий Грымов убежден, что кино нужно снимать на небольшом бюджете и показывать на широком экране