Матильда

Денис Логинов|17 Октября 2017, 16:37
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семнадцатилетняя Кшесинская была ошеломлена тем, что произошло в репетиционном зале. Конечно, Малечка (так звали ее близкие) обладала  несомненным и выразительным талантом, который никогда не отрицали даже самые лютые недоброжелатели. Но украшение и слава балета…

После официальной части в училище давали большой праздничный ужин. Александр III занял место за одним из пышно сервированных столов и попросил Кшесинскую сесть рядом с ним. Затем указал на место рядом с юной балериной своему наследнику и, улыбаясь, сказал:

- Смотрите только не флиртуйте слишком.

Самодержец словно намекал 22-летнему Николаю на то, что эта девушка ему очень подходит - не для брака, конечно, а для ни к чему не обязывающих легких отношений. Но этот намек имел очень глубокие корни. По существовавшим в России негласным обычаям, наследник престола до женитьбы должен был иметь хотя бы одну любовную связь – так сказать, для практики. И выбор императора пал именно на Матильду Кшесинскую, отвечавшую всем царским требованиям и пожеланиям. Родословная красавицы была в порядке, медицинские справки тоже. Профессия – традиционная, обычно члены царской семьи выбирали возлюбленных именно из Александринки.

Вот что скрывалось за шутливой фразой императора о флирте. Вот почему он пожелал видеть Матильду Кшесинскую за царским столом.

Следующая более или менее серьезная встреча с Николаем случилась в Красном Селе - по традиции, летом там проходил лагерный сбор для практической стрельбы и манёвров, а для развлечения офицеров  был  построен деревянный театр.

Кшесинская, с момента выпускного спектакля мечтавшая ещё раз хотя бы увидеть вблизи Николая, была бесконечно счастлива, когда он пришёл поговорить с ней во время антракта. Вот оно, наконец-то! Теперь будет назначено свидание в одном из уединенных павильонов и…

И… после сборов наследник на 9 месяцев уехал в кругосветное путешествие. А заводить серьезные отношения наспех он не желал. Кроме того, цесаревич никак не мог забыть встречу с приезжавшей в Россию на свадьбу сестры Алису Гессен-Дармштадскую, в которую был искренне влюблен.

А Матильда,  чтобы заглушить тоску,  с головой ушла в работу. Она хотела дополнить мягкую пластику, свойственную русской школе балета, виртуозной  техникой  ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, и  брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Кстати, Кшесинская  первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд - трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки. 

Когда наследник вернулся в Россию, он стал всё чаще бывать в доме Кшесинских.

 «Нас всё более влекло друг к другу, и я всё чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Отец был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нём, о моём счастье, хотя бы кратком…»

В 1892 году Кшесинская переехала в прелестный маленький особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и они провели там вместе много счастливых часов. Впрочем, уже  через год Ники стал навещать балерину всё реже и реже, а  7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

До самой свадьбы продолжалась его переписка с Кшесинской. Она попросила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на «ты», а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. В последнем письме к балерине наследник ответил:

«Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

Современники, лично знавшие Кшесинскую, отмечали, что особо хороши у нее были глаза. Темные, блестящие, напоминавшие две сладостные бездны. После того как наследник начал официально ухаживать за Матильдой, восходящую звезду прозвали «феей Оленьего парка», намекая тем самым и на ее статус царской фаворитки, и на прекрасные глаза с поволокой.

Настоящая женщина всегда чувствует, когда у нее есть соперница. Матильда Кшесинская ощущала незримое присутствие другой с самого начала. Та, другая, занимала все мысли Николая, это ее имя он произносил во сне, обнимая прильнувшую к нему Матильду. Алиса Гессенская. Наследник престола по-прежнему мечтал о далекой белокурой принцессе, и чем больше он узнавал Матильду, тем сильнее желал немку. Кшесинская всегда была под рукой, а всякая доступность рано или поздно убивает любовь. Особенно, если она не слишком сильная. «Маленькая К.», как он называл ее в своих дневниках, давно перестала быть загадкой. Алиса же, напротив, незаметно превратилась в Прекрасную Даму, образ которой бередил душу и растравлял  сердце. Все чаще Николай оставлял приму и уезжал во дворец.

Кшесинская понимала, что разрыв неизбежен, но так или иначе старалась продлить агонию любви. Она действительно привязалась к нему. Иногда в самых дерзких мыслях она мечтала о тяжелой княжеской короне. Мечтала вопреки всему. Ведь тщательно выбранную фаворитку сразу честно предупредили - брак, даже морганатический, невозможен, поскольку в этом случае Николай лишится права на престол. И уж, конечно, никаких внебрачных детей.

Николай Александрович, кстати, к престолу не особенно стремился, хотя и изменить свою судьбу не пытался, искренне считая, что Бог возложил на него миссию главы России. А тут еще и сугубо династический брак – большая редкость! – по любви.

«Уже пошел четвертый год, как я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст когда-нибудь на ней жениться…» - писал он в своем дневнике.

О помолвке российского цесаревича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, которая произошла за границей, Матильда прочитала в утренних газетах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Стань главным редактором

Когда мы все начнем печатать личные газеты?

Горькое правдо

Мы не знаем собственного языка

Они крадут карандаши

Для кого был написан самый смешной учебник русского языка